АБЗАЦ
По немецки "Absatz" означает "отступ". Обычно так называют небольшой период текста, заключающий в себе сверхфразовое единство и выраженный зрительно.
АБРИС
(в полиграфии) - контурная линия, указывающая границы отдельных красок или оттенков в цветном изображении. В литографии абрис наносится на желатиновую пленку и переводится на литографский камень.
АВАНТИТУЛ
первая страница книжного блока, расположенная перед титульным листом. Содержит часть выходных сведений: издательскую марку, марку серии, реже -эпиграф, посвящение, девиз.
АВТОКОРРЕКТУРА
Полуавтоматическая или автоматическая корректура на стадии компьютерного набора текста до вывода пополосного оригинала на бумагу (вывод твердой копии) или пленку (вывод фотоформ).
АВТОРСКАЯ ПЕЧАТНАЯ ФОРМА
Созданная художником печатная форма (эстамп, офорт, линогравюра и пр.), используемая для печатания художественных авторских работ.
АВТОРСКИЙ ЛИСТ
единица измерения объема литературного или любого другого произведения, принятая для учета труда авторов, переводчиков, редакторов, корректоров и др., равная (в России) 40 000 печатных знаков, 700 строкам стихотворного текста или 3000 см2 иллюстративного материала. Объем а.л. принято считать равным 22 страницам машинописного текста на русском языке при условии емкости страницы 1800 знаков. Печатными знаками считаются буквы, знаки препинания, цифры, различные символы, а также пробельные расстояния между словами. В случаях компьютерного набора текста объем в авторских листах определяется самой программой при условии выключки строк.
АВТОСКЛЕЙКА
Автоматическая склейка бумажных полотен при смене рулонов без остановки рулонной печатной машины.
АВТОЛИТОГРАФИЯ
Литография, в которой печ. форму на литографическом камне, цинковой или алюминиевой пластине изготовляет сам художник, в отличие от репродукционной литографии, в которой печ. Форму с оригинала художника изготовляют полиграфисты.
АВТОТИПИЯ
Способ воспроизведения полутоновых оригиналов путем преобразования полутонового изображения в микроштриховое при помощи полиграфических растров или специальных компьютерных программ и использования способа автотипного синтеза цвета, применяемого в полиграфии при воспроизведении цветных полутоновых оригиналов. Процесс анализа - цветоделения цветных изображений проводится фотографическим способом (с использованием растров), электронным методом (с использованием программных и аппаратных средств). При этом, эффект полутонов сохраняется благодаря тому, что темные участки оригинала воспроизводятся более крупными растровыми элементами, а светлые - более мелкими
АВТОТИПНЫЙ СИНТЕЗ ЦВЕТА
Воспроизведение цвета в полиграфии, при котором цветное полутоновое изображение формируется разноцветными растровыми элементами (точками или микроштрихами) различных размеров и форм с одинаковой светлотой отдельных печатных красок, но разным характером их наложения (смешанный аддитивно-субтрактивный синтез цвета). Аддитивный синтез цвета - воспроизведение цвета в результате оптического смешения излучений базовых цветов (красного, зеленого и синего - R, G, В). Используется в мониторах издательских систем при создании цветных изображений на экране, а также при автотипном синтезе цвета в полиграфии.
АКВАТИНТА
Вид углубленной гравюры, полученной травлением кислотой металлической пластины. Рисунок, выполненный на кальке, переносят на пластину, как правило, накалыванием и слегка травят, затем припудривают порошком смолы с канифолью и подогревают. При этом на пластине образуется мелкое, так называемое, акватинтное зерно. Далее пластину травят в несколько приемов с выкрыванием - от светлых тонов к темным. Создается эффект, близкий к полутоновому рисунку. Этот способ часто применяется в сочетании с офортом, которым воспроизводятся контурные линии и мелкие детали изображения. Может быть использована в качестве печатной формы. Существует несколько способов получения акватинты.
АКВАТИПИЯ
Печатание изображений, например, способом высокой печати, водной обезжиренной печатной краской. Оттиски напоминают акварель.
АККЛИМАТИЗАЦИЯ БУМАГИ
Приведение влагосодержания печатной бумаги в равновесное состояние с влажностью окружающего воздуха. Как правило, бумагу выдерживают не менее суток в печатном цехе в подвешенном состоянии или в небольших стопах. Рациональнее выполнять в специальных помещениях.
АНАЛОГОВАЯ ЦВЕТОПРОБА
Цветопроба, изготовленная с цветоделенных растрированных фотоформ (как правило, для способа офсетной и высокой печати) предназначенных к печати. Цветопроба названа "аналоговой" в связи с непрерывным изменением площади растровых элементов при переходе, например, от светов к полутонам.
АНИЗОТРОПИЯ БУМАГИ
Различия в физических и технологических свойствах бумаги, как по ширине и длине, так и по верхней и сеточной сторонам листа.
АНИЛОКСНЫЙ КРАСОЧНЫЙ АППАРАТ
устройство, передающее печатную краску на печатную форму посредством анилоксного красочного валика. Красочный аппарат состоит из двух-трех валиков, очень компактен (его называют еще "коротким" красочным аппаратом). Он обеспечивает равномерную подачу и накат краски на печатную форму, исключает шаблонирование при печатании. Его недостаток - затруднена местная (зональная) регулировка подачи краски. Используется в машинах флексографской печати, одновременно ведутся работы по оснащению такими аппаратами офсетных машин для печатания газет.
АНИЛОКСНЫЙ КРАСОЧНЫЙ ВАЛИК
устройство, передающее печатную краску на печатную форму посредством анилоксного красочного валика. Красочный аппарат состоит из двух-трех валиков, очень компактен (его называют еще "коротким" красочным аппаратом). Он обеспечивает равномерную подачу и накат краски на печатную форму, исключает шаблонирование при печатании. Его недостаток - затруднена местная (зональная) регулировка подачи краски. Используется в машинах флексографской печати, одновременно ведутся работы по оснащению такими аппаратами офсетных машин для печатания газет.
АППЛИКАЦИЯ НА ПЕРЕПЛЁТНОЙ КРЫШКЕ
Прикрепление к переплетному материалу рисунка, высеченного по контуру из другого материала, отличающегося, например, по цвету, фактуре.
АТЛАС ЦВЕТОВ
Систематизированный комплект (набор) разнообразных образцов - цветных эталонов. Предназначен для определения (спецификации, анализа) оттенков цвета предметов посредством визуального сравнения их с эталонными цветами из атласа в условиях одинакового освещения. Оценка цвета предмета сводится к подбору в атласе близкого к нему по цвету образца. Атлас цветов используется при цветовой коррекции и при выборе цвета для фона (пятая краска) при подготовке издания к печати.
АФИША
Реклама, одностороннее листовое издание, как правило, крупноформатное, оповещающее о публичном мероприятии и преднаначенное для расклейки.
АХРОМАТИЧЕСКАЯ ГАММА
Все градации серого цвета - от белого до черного.